С. Шохзода,

Аспирант МГИМО

Становление новой политической ситуации в Центральной Азии и некоторые аспекты внешней политики России

Общепризнанно, что после трагических событий сентября 2001 г. в США, Центрально-азиатский регион стал объектом повышенного внимания в мировой политике и, в первую очередь, в США. Очевидно, что именно после этого резко активизировалась политическая динамика в регионе, а многие тенденции стали развиваться в непредсказуемом направлении. Сегодня разворачиваются активнейшие дебаты по поводу нынешних политических реалий в регионе. Происходящая геополитическая трансформация в Центральной Азии и вокруг нее поднимает множество вопросов, связанных с безопасностью и стабильностью, энергетикой, международными режимами и структурами безопасности в ней и т.д. Все еще до конца не известно, что происходит в регионе, куда он направляется, в чем заключается суть политической стратегии США в нем и что будет с ним в ближайшие годы? Правомерно ли говорить о тесной взаимозависимости внутренних и внешних факторов в современных и далеко не позитивных трансформациях в регионе? Или же все это стихийные и чисто контекстуальные события, не имеющие никакой связи с внешней средой международной системы? Эмпирически утверждать или опровергать однозначно это невозможно. Поэтому большинство дискуссий по поводу новейших региональных трансформаций методологически ограничиваются в большей степени логико-интуитивным подходом. К примеру, до сего дня не дана конкретная оценка событиям 24 марта 2005 г. в Киргизии и их влиянию на международно-стратегическую обстановку в регионе.

Однако все же стоит отметить, что происходящее в регионе все-таки поддается какому-то логическому, или шире системному анализу. Это:

во-первых, то, что в регионе происходит переструктуризация региональных геополитических рамок (внешний и внутренний фактор);

во-вторых, меняются контуры внешней политики и в какой-то мере стратегия глобальных и региональных держав к региону (внешний фактор);

в-третьих, государства региона находятся на пороге смены политических режимов, унаследованных от прошлого (внутренний фактор);

в-четвертых, набирающая еще большую инерцию социально-экономическая напряженность достигла критической точки в странах Центральной Азии, которые бурно переживают на данный момент переломный период (внутренний фактор).

С системной точки зрения происходят изменения, касающиеся региона на уровне системы МО (отношение глобальных и региональных держав к Центральной Азии), подсистемы (геополитическая трансформация региона), элемента (социально-экономические и политические изменения в государствах региона) и меж(под)системных (межрегиональных) и межэлементных (межгосударственных) связей. Отпочковавшийся от некогда единой и самостоятельной системы/подсистемы (СССР), элемент (Центральная Азия - система/подсистема) стал метаться в международной среде в поисках нахождения своего места в системе международных отношений. Однозначно, что вне зависимости от печально известных событий 9/11 регион был объектом воздействия общих закономерностей мирового развития, т.е. глобализации и регионализации (региональной фрагментации). Но вопрос заключается в том, в какой мере подвергался их воздействию?

Происходит также процесс осознания происходящего политикоформирующими акторами. Нельзя сказать, что у властей нет никакой реакции. Но вопрос, насколько предпринимаемые ими меры адекватны новым трансформационным процессам в регионе, остается открытым. Фактически к кардинальным изменениям в той или иной степени готовятся и главы государств и официоз в регионе, особенно после свержения политического режима А. Акаева и андижанских событий 13 мая в Узбекистане. Специалисты склонны считать, что эти события, хотя и взаимосвязаны между собой, но, тем не менее, существует много исходных отличий между ними. В большей степени их объединяет та социально-экономическая ситуация, которая сложилась в целом в густонаселенной Ферганской долине. Отличительный признак же заключается в том, что в Узбекистане они находятся в той или иной степени под прессингом религиозного фактора. Реакция западных стран на кровавые андижанские события тому подтверждение. При всем этом, многими упускается из виду очень важная составляющая в названных трансформационных процессах; на данный момент в Ферганской долине (откуда разразился бунт в Киргизии (Джалалабадская и Ошская обл.) и Андиджане) реально действующим политическим фактором, наряду с исламистским, становятся криминальные структуры и наркогруппировки в ЦАР. О наркотранзитности региона было известно достаточно хорошо на всех уровнях общественности, но использование ими каких-либо политических механизмов в свою пользу не ожидалось ни кем однозначно. Об этом говорят многие эксперты, в том числе из России, Кыргызстана и Узбекистана [например: Любшин. 2005. ULR]. Отмечается, что при непосредственном участии криминальных кругов 24 марта 2005 г. свершилась революция «тюльпанов» в Киргизии. Естественно это не говорит о том, что к ним были причастны и бывшие лидеры оппозиции. Это первое обстоятельство.

Второе обстоятельство, нуждающееся в определенном внимании – то, каким образом отреагировала на кыргызстанские события 24 марта 2003 г. Россия. Ее реакция на ситуацию в Киргизии оказалась неожиданной и практически застала врасплох правящие элиты в Центрально-азиатских государствах. Большая часть политического истеблишмента в этих государствах придерживалась того мнения, что РФ будет реагировать оперативно и, исходя из соображения сохранения собственных стратегических отношений с этими государствами, предотвратит (или по крайнее мере не допустит) свержение де-юре власти А.Акаева в Киргизии. Веские причины для столь оптимистического ожидания имелись, и не без основания, не только в Центрально-азиатских странах, но и в других государствах постсоветского пространства. Для этого существуют несколько причин:

Во-первых, РФ несмотря ни на что, остается гарантом внешней безопасности государств региона и в первую очередь политических режимов. Практически все фундаментальные принципы и нормы двусторонних (Казахстан-РФ - Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие (6 июля 1998 г); Киргизия-РФ -  Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (10 июня 1992 г.); Таджикистан-РФ Договор о союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век (16 апреля 1999 г.); Туркменистан-РФ - Соглашение о сотрудничестве в области безопасности (10 апреля 2003 г.); Узбекистан-РФ Договор о стратегическом партнерстве (16 июня 2004 г.) и многосторонних (ОДКБ, ШОС, ОЦАС, СНГ) отношений государств ЦА с РФ зиждутся в первую очередь на проблеме безопасности и стабильности в регионе. РФ имеет стратегические отношения партнерства разного характера с государствами региона. Общеизвестно, что в регионе расположены российские военные базы, в том числе в Таджикистане и Киргизии, продолжают эксплуатироваться некоторые испытательные полигоны (в мирных целях), космические и другие комплексы Казахстана, нефтегазовые и другие хозяйственные сектора Туркменистана, Узбекистана и т.д.

            Во-вторых, в Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане имеется большая русская диаспора. События конца 80-х и начала 90-х гг. в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и Киргизии показали, что любые националистические всплески сопровождались яркими антирусскими лозунгами и выступлениями. Поэтому предотвращение подобных событий в Кыргызстане считалось важной задачей внешней политики РФ.

Россия же, как показали дальнейшие события, отреагировала сдержанно, взвешенно и прагматично. Прагматичные действия всегда вызывают прагматическую реакцию между партнерами. «Прагматичный подход России, - пишет Т. Валовая, подразумевает и соответствующую прагматичную политику партнеров, которая иногда может восприниматься даже как антироссийская» [Валовая. №2-3. 2005. – с. 162]. По ее мнению, РФ должна с должным уважением и пониманием относиться к ответу своих партнеров по СНГ.

С точки зрения политической целесообразности оказалось важнее сохранение межгосударственных отношений РФ с республикой, чем с ее политическим режимом. Многие специалисты в России считают, что она рефлектировала на опережение событий. Такая реакция на кыргызские события (Киргизия все же в отличие от Украины и Грузии, является страной-участницей ОДКБ и ШОС.) наводит на мысль о том, что в целом меняется стратегия и тактика РФ на постсоветской политической арене. Россия уже соразмерно и своеобразно реагирует на всякое притеснение на постсоветском пространстве. Она, как считают политологи, уже уверенно и без всякой указки формирует собственное поведение на международной арене. РФ, как неоднократно отмечал министр иностранных дел РФ С. Лавров, стала сильнее и увереннее в международных отношениях и это не может не беспокоить многие государства мира. Проф. А. Д. Воскресенский считает, что де-факто РФ уже является мировой державой, и это четко показывает ее энергетическая и военно-стратегическая мощь. Единственный фактор, в какой-то мере сдерживающий активные внешнеполитические начинания РФ, является, пожалуй, стихийное или организованное появление пояса антироссийски настроенных государств вокруг нее. Все это отрицательно влияет на то, как она стала позиционировать себя в международных отношениях.

Сей прагматический подход России, на наш взгляд вовсе не означает игнорирование внутренних процессов в ближнем зарубежье. Скорее всего, меняются артикуляция и инструментарий внешнеполитической деятельности в России, что соответственно меняет ее стратегию и тактику, систему приоритетов. Уже в ежегодном послании Президента и других документах стратегического характера России особо не упоминается исключительная важность стратегии «ближнего зарубежья» и систематически не артикулируется концепция «многополярного мира», что говорит о том, что ее подход в постсоветских странах становится многогранным и разносторонним.

Внешнеполитическим новшеством стало то, что РФ начала проводить практику установления отношений (наряду с официальной властью) с влиятельными конструктивными оппозиционными структурами и силами в странах СНГ. Так, например, накануне мартовских событий в Кыргызстане, Россия организовала ознакомительную встречу с антиакаевской оппозицией, в частности с нынешним и.о. Президента и Премьер-министра республики (экс Премьер-министром при А. Акаеве) К. Бакиевым. Одновременно старалась особо не вмешиваться во внутренние дела этой республики. В отличие от нее США использовали большие финансовые средства, вложенные в различные НПО (под эгидой Фридом Хаус и другие международные организации), оппозиционные СМИ («Моя столица» и др.) и издательства.

За бортом активных политических процессов в Киргизии во время и после выборов осталась и КНР, партнер по линии Шанхайской организации сотрудничества. Предотвращение экстремизма, включая антиконституционное насильственное свержение де юре власти, является одной из целей ШОС, Организации Договора о коллективной безопасности и Антитеррористического центра СНГ, находящегося в Бишкеке. На протяжении периода нарастания потенциального конфликта, когда половина республики вышла из-под контроля действующей власти, ни один из вышеперечисленных механизмов не был реально задействован.

Вот почему в последнее время активно высказываются и обсуждаются идеи трансформации или отказа от политики и стратегии «ближнего зарубежья» и поддержки непопулярных режимов в РФ, которые, по мнению экспертов, давно изжили себя. На отсутствие их результативности указывают эксперты, влияющие, так или иначе, на процесс принятия внешнеполитических решений в России [см. например: Павловский. 2005. ULR]. По их мнению, Россия на данный момент подвергает ревизии свою политику и механизмы ее обеспечения на постсоветском пространстве. В частности оставлена основная приоритетность концепции «ближнего зарубежья», которая, по мнению многих исследователей, привела к тому, что получила сегодня Россия на постсоветском пространстве.

По своей сути, доктрина «ближнего зарубежья» основывалась на идее сохранения общими силами мирового сообщества и международных организаций советского уровня стратегической безопасности в России [Павловский. Там же. ULR]. Ее считали менеджером по обеспечению безопасности и стабильности на постсоветском пространстве. Но этот подход в скором времени перестал существовать.

Если резюмировать происходящее в Центрально-азиатском регионе и стратегию западных государств в нем, то можно придти к выводу, что США и их западные союзники стремятся изменить геополитическую обстановку в регионе и переделать сложившиеся международные режимы безопасности в регионе с участием государств Центральной Азии и РФ на двух и более уровнях. Отметим, что принципы российско-американских режимов безопасности в регионе отражены, например, в Совместной декларации Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между РФ и США. В ней зафиксировано, что Россия и США признают общий интерес в ЦА в стабильности, суверенитете и территориальной целостности всех государств этого региона и отвергают несостоятельную модель соперничества «великих держав», которое может усилить конфликтный потенциал в этом регионе [см.: Совместная декларация Президента…2003. Т. IV. с. 460-461]. Стратегический характер имеют и отношения США с Узбекистаном и Казахстаном, с которыми заключены соответствующие межгосударственные документы.

Другой параллелью, связывающей центрально-азиатские процессы с меняющейся стратегией России, является вступление РФ во второй половине 2004 г. в Организацию Центрально-азиатского Сотрудничества. Во многом ее вступление мотивировалось желанием углубления и интенсификации межгосударственных отношений с четырьмя центрально-азиатскими государствами на многостороннем уровне. За исключением бездействующих или слабодействующих СНГ и ЕврАзЭС, Россия не имела других многосторонних политических механизмов участия в обще-центрально-азиатских делах. Поэтому вступление в ОЦАС являлось логически обоснованным шагом на пути к еще большему политическому внедрению российского участия в Центральной Азии. Думается, что масштабы и стратегия подобного поведения в регионе ЦА России намного глубже. Возможно, что российское присутствие на уровне многосторонних отношений в рамках региона связано (или имеет какие-то параллели) с большей активизацией США в постсоветской Центральной Азии и Афганистане. Как известно, сегодня США активно работают с афганским правительством Х. Карзая и намерены вовлечь Исламское Государство Афганистан (ИГА) в Центрально-азиатские региональные процессы в качестве одного из ведущих игроков. Известный американский исследователь региона Ф. Старр в своей статье «Партнерство Большой Центральной Азии для Афганистана и его соседей (AGreater Central Asia Partnershipfor Afghanistan and Its Neighbors)» подчеркивает эту стратегию Правительства США [see: S. Frederick. ULR]. Своим военно-политическим присутствием США осваивают регион с юга. Уже в начале апреля 2005 г. накануне визита министра обороны США Д. Рамсфельда в Афганистан, руководство этой страны официально попросило США об учреждении постоянно действующей военной базы США в стране. Идея учреждения постоянной военной базы США была высказана американскими военными в Афганистане. Постепенное включение ИГА к постсоветской части Центральной Азии (или наоборот) приведет, безусловно, к геополитическим сдвигам в регионе, в Среднем Востоке и видимо в Южной Азии. Проф. А.Д. Богатуров предлагает для описания подобных геополитических сдвигов в регионе специальный термин - Центрально-Восточная Азия [более подробно: Богатуров. 2003. ULR; Bogatirov. 2004. ULR; Богатуров. 2005. № 1. – сс. 102-118]. А.Д. Богатуров считает, что резкая активизация США и ряда его близких союзников на Среднем Востоке, формирование нового мощного и перспективного «западного», т.е. ориентированного на Центральную Азию, вектора политики КНР, превращение Индии и Пакистана в нелегальные ядерные державы, рост значения энергетической составляющей региональных отношений способствуют формированию на обширном пространстве Восточной Евразии нового геополитического региона и, соответственно, новой подсистемы международных отношений – Центрально-Восточной Азии [Богатуров. 2005. № 1. – с. 102].

Содействие включению ИГА к ЦАР, несомненно, происходит, но, как считают многие эксперты, сам процесс присоединения Афганистана в качестве региональной единицы дело не короткого времени, а гораздо большего. Никакое форсирование развития в условиях Афганистана не может привести к желаемым для США результатам. Афганистан, по словам работающих в стране международных специалистов, все еще не готов к масштабному изменению в политической, социально-экономической, духовной, культурной, образовательной и др. сферах. В настоящее время все еще происходит активная наркоагрессия со стороны ИГА в другие государства.

Таким образом, новый политический климат, связанный с изменением политики РФ и США благоприятствует разного рода (негативным в том числе) политическим трансформациям в Центрально-азиатском регионе, притесняет старые представления о вечности руководителей государств региона и форсирует общественно-экономические преобразования в этих республиках. Однозначно, что недопустима антиправительственная поддержка внешними акторами народные волнения, провоцирующие активизацию и укрепление позиции исламистских и нарко- группировок в регионе. Такая опасность весьма реальна и не стоит ее недооценивать. Россия и США совместно с центрально-азиатскими странами все-таки должны обновить или заново сформулировать новые нормы и принципы поведения в регионе. Реализация концепции радикальной смены режимов очень опасна и непредсказуема в условиях региона и может осуществить такой резонанс, при котором не только энергетические проекты, но и вся стратегическая стабильность региона может оказаться под вопросом.


 

Библиография:

 

1.      Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между РФ и США от 24 мая 2002 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. Т. IV. – М. 2003.

2.      А.Д. Богатуров Новая геополитика мировых сдвигов. Принцип обеспечения международной безопасности на региональной основе окончательно рухнул // Независимая газета. 14 ноября 2003 г.: http://www.kisi.kz/Parts/Monotoring/11.2003/14-11mon2.htm

3.      А. Д. Богатуров Центрально-Восточная Азия в современной международной политике // Восток (Oriens). 2005. № 1. – сс. 102-118

4.      Т. Валовая Постсоветское пространство в эпоху прагматизма // Россия в глобальной политике. №2-3. 2005. – с. 162

5.      В. Любшин Переворот в Киргизии организовали спецслужбы Польши и США //

6.      ULR: http://www.segodnia.ru

7.      Г. Павловский Концепция «ближнего зарубежья» умерла. О политике России на постсоветской пространстве: http:www.kreml.org

8.      A. Bogaturov International Relations in Central-Eastern Asia: Geopolitical Challenges and Prospects for Political Cooperation: http://www.brookings.edu/fp/cnaps/papers/bogaturov2004.htm

9.      S. Frederick A Greater Central Asia Partnership' for Afghanistan and Its Neighbors": http://www.silkroadstudies.org/CACI/Strategy.pdf

 

15 мая 2005 г.



Hosted by uCoz